Парадокс владения: почему блокчейн-игры предали права цифровой собственности

Как исследователь, который уже несколько лет наблюдает и анализирует игровую индустрию с блокчейном, я постоянно подвергаю сомнению истинную суть владения цифровыми активами в играх Web3. Хотя эта концепция увлекательна и таит в себе огромный потенциал, реальность часто не соответствует обещанной утопии.

Год за годом моя компания Emfarsis сотрудничает с Blockchain Game Alliance (BGA) для проведения комплексного опроса среди экспертов по блокчейн-играм. Подавляющее большинство участников неизменно утверждают, что основное преимущество блокчейна, которое может предложить играм, заключается во владении цифровыми активами; эта тенденция сохранилась и в последнем опросе: 71,1% назвали его своим лучшим выбором. Несмотря на рост участия в индустрии (в 2024 году мы увидели в три раза больше респондентов, чем в нашем первоначальном опросе 2021 года), владение цифровыми активами остается неоспоримым руководящим принципом для игровой индустрии блокчейна.

Хотя мы часто хвалим владение цифровыми активами как ключевую характеристику игр с блокчейном, многие доступные в настоящее время игры с блокчейном являются бесплатными и вообще не требуют владения активами. Более того, ожидания, связанные с владением цифровыми активами в этих играх, по большей части не оправдались. Похоже, что те, кто работает в сфере блокчейн-игр, оказались в ироничной ситуации, когда их основным преимуществом для геймеров является то, что они одновременно пытаются оправдать.

В блокчейн-играх владение цифровыми активами всегда имело решающее значение, предоставляя игрокам возможность владеть, обмениваться и получать доход от внутриигровых предметов в виде токенов и NFT (невзаимозаменяемых токенов). Во время пика игр «играй ради заработка» в 2020–2021 годах именно владение активами отличало блокчейн-игры от традиционных. Ранние версии требовали от игроков изначально приобрести один или несколько NFT, что представляло проблему для новичков, поскольку не все могли себе позволить эти NFT или не были в восторге от покупки активов для игры, к которой они еще не открыли свои предпочтения.

Конечно, эти NFT не были обычными внутриигровыми предметами; они приносили урожай. Покупка NFT в игре с блокчейном, по сути, заключалась в инвестировании в инструмент, необходимый для выполнения задачи — задачи, которая вознаградила вас в криптовалюте. Некоторые дальновидные владельцы NFT даже начали сдавать свои активы в аренду потенциальным игрокам, получая взамен часть своих доходов. Это был потрясающий пример того типа децентрализованных, не требующих разрешений инноваций, которые обеспечивает блокчейн — решение, управляемое игроками, созданное сообществом, а не создателями игр.

Первоначально такие системы, как Axie Infinity, Pegaxy, CyBall и другие, использовавшиеся в ранних блокчейн-играх, были впечатляющими, но не смогли эффективно решить проблему адаптации пользователей. Нехватка активов и высокие первоначальные затраты создали барьер, который привел к неудовлетворенному спросу на аренду. Эта ситуация продолжалась, вызывая постоянные проблемы с привлечением новых пользователей из верхнего конца воронки из-за возникающих при этом трений.

К 2022 году, пытаясь сделать эти игры более доступными и привлекательными для более широкого круга людей, игры на блокчейне начали использовать модель «free-to-play». Это означает, что хотя игроки по-прежнему могут покупать активы или тратить время и усилия на их получение, они не обязаны это делать. Вместо этого элементы блокчейна игры служат дополнительными функциями или улучшениями, которые игроки могут использовать по своему желанию.

Действие произошло, когда блокчейн-играм было предложено сместить акцент с финансиализации на то, чтобы сделать игры более приятными. Это считалось решающим, если они стремились захватить часть огромного, привлекательного рынка обычных игр стоимостью 220 миллиардов долларов, который состоит из миллиардов геймеров, которые вряд ли создадут криптовалютный кошелек и еще с меньшей вероятностью будут вкладывать деньги в NFT.

Загадка владения цифровыми активами, являющаяся одновременно ключевой характеристикой и препятствием, демонстрирует сложности, связанные с разработкой игр с блокчейном. Хотя владение — это то, что отличает эти игры, оно также может отпугивать игроков из-за своих требований. Чтобы привлечь традиционных геймеров, которые плохо разбираются в Web3, разработчики сделали упор на удобство для пользователя.

Согласно отчету BGA Industry Report за 2024 год, более половины респондентов назвали трудности с адаптацией и неоптимальный пользовательский опыт основными проблемами отрасли, а еще треть заявила, что им трудно понять концепции блокчейна. Поскольку очевидных преимуществ нет, инвестирование времени и ресурсов в приобретение цифровых активов для многих людей кажется ненужным. Это подчеркивает серьезную проблему, с которой сталкиваются разработчики, пытаясь убедить новичков принять сложный технологический стек, который больше похож на обязательство, чем на возможность, что объясняет их нежелание продвигать его вперед.

Это поднимает интригующий вопрос: в какой степени игра, основанная на блокчейне, может отказаться от элементов блокчейна, не теряя при этом своей идентичности как игры, построенной на технологии блокчейна?

Вялая позиция в отношении интеграции онлайн-опыта привела к появлению множества революционных инноваций в Web3, таких как концепция совместимости, позволяющая персонажам обмениваться предметами в разных играх, в основном теоретических и неисследованных. Несмотря на некоторые достижения, такие как превращение коллекций изображений профиля NFT (PFP) в игровые аватары, эти разработки в первую очередь служат существующим сообществам Web3, не давая убедительных причин для перехода геймеров Web2.

Достижение истинной совместимости требует коллективных усилий всей отрасли не только в техническом, но и в экономическом плане. К сожалению, в настоящее время это сотрудничество разбросано по различным блокчейнам и экосистемам. Между тем, разработчики часто упускают из виду Web3, рассматривая его скорее как технологический уровень, а не как отдельную функцию. В результате для большинства участников аспект «Web3» обычно скрыт, необязателен и имеет такое же значение, как новая ложка в коробке с хлопьями для завтрака.

Проще говоря, можно сказать, что концепция «собственности» в Web3 значительно преувеличена и не имеет убедительных доказательств успешного согласования продукта с рынком. Идея владения в Web3, как ее обычно представляют, выглядит скорее иллюзией, чем реальностью. Важно понимать, что даже если у вас есть NFT, его ценность и функциональность во многом зависят от централизованной инфраструктуры разработчиков и непрерывности операций. Хотя Web3 действительно обеспечивает больший контроль над вашими активами, обеспечивая более плавные и беспроблемные транзакции, подлинное владение ими не так распространено.

На самом деле, существует мало доказательств того, что владение Web3 способствовало устойчивому интересу. Тем не менее, очевидно, что больший контроль над своими цифровыми активами имеет значительную ценность, хотя это, возможно, и не та «истинная собственность», о которой часто говорят.

Стоит отметить, что было проведено несколько интересных испытаний с участием игр и творческих стимулов, таких как коллекция Loot NFT, которая полностью работает на блокчейне. Модульная конструкция этих творений позволяет разработчикам разрабатывать связанные проекты, игры и экономику, не требуя согласия или участия первоначальных создателей.

Некоторые недавние достижения в области владения цифровыми активами включают стандарты Ethereum, такие как ERC-6551, ERC-4337, ERC-404, а также привязанные к личности токены (SBT). ERC-6551 представил учетные записи с привязкой к токенам, которые позволяют NFT функционировать как собственные кошельки. ERC-4337 обеспечивает абстракцию учетных записей, создавая настраиваемые кошельки, которые повышают безопасность и удобство использования, не полагаясь на централизованных хранителей. ERC-404 сочетает в себе характеристики как взаимозаменяемых, так и невзаимозаменяемых токенов, предлагая гибкое владение различными цифровыми активами, включая уникальные и делимые. SBT предлагают непередаваемые, привязанные к личности активы, которые служат доказательством доверия и репутации.

Поскольку эти достижения только начинают распространяться, они предоставляют геймерам беспрецедентные возможности для получения уникального опыта, который был бы недостижим без концепции прав на цифровую собственность. Более того, данные ежегодного опроса BGA показывают, что привлекательность владения цифровыми активами сохраняется, поскольку они предлагают игрокам автономию, контроль и ценность.

Задача состоит в том, чтобы позволить игрокам изначально получить удовольствие от игры и естественным образом узнать о ценности владения. Однако важно не уклоняться от выражения наших твердых убеждений. Чтобы побудить других присоединиться к нам в нашем видении, мы должны создавать опыт, который с самого начала ясно демонстрирует преимущества владения цифровыми активами.

В остальном мы вообще ничего особенного не делаем. Мы?

Спасибо Натану Смейлу, Дункану Маттесу и Owl of Moistness за рецензию на эту статью.

В этой статье важно подчеркнуть, что представленные мнения принадлежат исключительно автору и могут отличаться от точек зрения CoinDesk, Inc., ее владельцев и связанных с ними организаций.

Смотрите также

2024-12-19 22:37